Дубовик Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. "Учитель года - 2002" |
Когда слова рождает чувство (урок-мастерская) 7 класс
Тип урока: творческая мастерская с элементами ролевой игры
Цель : Обобщить и систематизировать сведения о лирике и основах стихосложения через творчество посредством создания оригинальных поэтических текстов, рисунков, критического анализа стихотворений.
Оборудование: Оформление доски, создающее необходимый для работы эмоциональный настрой; фонограммы с музыкой П.И. Чайковского и Е Доги; краски, кисточки, бумага; рифмы-подсказки и аналитические таблицы для литературоведов; цветы-жетончики за правильные ответы и активную работу.
Предварительная подготовка: Класс разбивается на три группы, внутри которой по желанию детей распределяются роли литературоведов, художников, поэтов, зрителей и слушателей.
Слово учителя. (Фоном звучит музыка Е. Доги). Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный, какие случаются не очень часто, но оставляют след в памяти надолго, а порой формируют постоянную потребность браться за перо. Итак, сегодня у нас урок творчества. Он поможет нам не только систематизировать знания по теории стихосложения, но и на практике воспользоваться ими. А кому-то, кто еще не поверил в свои силы, урок подарит уверенность в себе, и вы сможете написать хотя бы одну поэтическую строчку. Напоминаю вам в который раз: вы удивительно талантливые люди. Все у вас получится. А для этого потребуется совсем немногое: просто слушать и слышать, смотреть и видеть, включить воображение и призвать на помощь личный опыт. И тогда придут слова, которые назовут, обозначат ваши переживания и чувства.
Вряд ли заговорит рифмами человек, который никогда не слышал ни одного стихотворения. А мы-то с вами можем похвалиться тем, что стихи в нашей школьной жизни не только частые гости, большие друзья. И мы даже кое-что знаем о стихосложении. Прибегнем к помощи наших литературоведов и освежим в памяти некоторые важные сведения.
Вопросы литературоведам:
• В чем основная особенность лирики?
• Чем стихотворная речь отличается от прозаической?
• Что вам известно о рифме?
• А какой жанр восточной поэзии не требует рифмы?
• Что вы знаете о хокку?
• К каким средствам художественной изобразительности обращаются поэты, добиваясь удивительной образности?
(За правильные, исчерпывающие ответы ребята получают жетончики в виде весенних цветов).
Слово учителя. Достаточно ли быть только теоретически подкованным, чтобы найти слова для выражения своих чувств? Нет, конечно, этого недостаточно. Нужно быть естественным, жить в гармонии с миром и самим собой, и тогда однажды можно уловить такой момент, когда чувства просятся на волю, на бумагу, хотят обрести звуковое и буквенное выражение. Кстати, многие, да практически все, поэты пытаются отыскать ответ на вопрос, что лежит в основе их творчества.
Послушаем признания некоторых поэтов (звучат стихи Евгения Винокурова и Бориса Хургина в исполнении учеников, приготовившихся к выступлению заранее).
Е. Винокуров
- Что нужно, чтоб поэтом стать? – когда-то Я с детским простодушием спросил… Мне многословно и витиевато Все объясняли не жалея сил: - Вот то-то делай. Этого не делай! Читай вон то. Используй каждый час!.. От этих наставлений, как от чада, Трещала голова. Но как-то раз Я вышел – у киоска, где газеты, В сосульке зайчик солнечный плясал!.. И плюнул я. И все забыл советы. И первый стих тогда я написал.
* * *
Б. Хургин
Кто пишет стихи: мадригалы, сонеты, Элегии, оды? Неужто поэты? И кто же на деле слагает газели? Их пишут леса в голубом сентябре Снежинкой по хвое, дождем по коре, И реки – теченьем, и белым свеченьем Высокая церковь вдали – на горе. Их пишет ущельями звонкое эхо, И девочка в синем – серебряным смехом. И бабочка пишет пыльцой на стекле, И лошади ржаньем с парящих полей. Прудов зеркала и болот витражи, И голос высокой задумчивой ржи. И губы – отказом, и память – приказом, И совесть – коротким, как пуля, «иди»! И тише! Послушай, по шиферу крыши Наотмашь тяжелые градины пишут: Стихи на бумаге – всегда переводы Из книги Любви и из книги Природы.
* * *
Слово учителя. Один автор утверждает:
Стихи не пишутся – случаются, как мысли или же закат. Судьба – слепая соучастница. Не написал – случилось так.
* * *
А Николай Доризо вторит:
Не писал стихов и не пишу. Просто я себе перевожу На язык понятных людям слов. Не писал и не пишу стихов.
Можно ли профессией назвать Свойство мыслить, чувствовать, мечтать? Нет такой профессии – поэт, И такой работы тоже нет.
Теперь-то вы, надеюсь, понимаете, к чему весь этот разговор?
Сейчас мы послушаем музыку П.И. Чайковского, представим себе живописные картины, которые непременно возникнут в вашем воображении, попробуем обозначить тему нашей творческой работы и построить ряды ассоциаций, которые помогут в выборе слов-образов.
Прослушивание музыкального фрагмента из «Песни жаворонка» П.И. Чайковского.
• Что услышали? (звон капели, птичье пенье, журчанье ручья).
• Что увидели? (первые цветы, голубое небо, набухшие почки).
• Что ощутили? (дуновение ветерка, теплоту солнечных лучей, пушистые лепестки подснежника).
• С какими понятиями в вашем сознании ассоциируется весна? (пробуждение, обновление, начало, вдохновение, новизна, мечта, будущее).
(За работу ребята получают жетончики-цветы).
Время творчества. А теперь попробуйте написать лирическую миниатюру о весне, не забывайте о том, что лирика выражает чувства, умело подбирая нужные слова для выражения ваших переживаний.
А кто боится пока браться за перо, пусть возьмется за кисть и краски и цветовыми пятнами изобразит весну и свое настроение. Для этого не надо быть художником, достаточно быть наблюдательным человеком.
Тем, кто нуждается в помощи и поддержке, я могу предложить набор рифм, венчающих строки. Готова помочь любому, кто испытывает затруднения. Я и сама за это время попробую выразить свои чувства и мысли словами.
Звучит музыка. Ребята работают в группах или индивидуально.
Готовые работы представляют на суд слушателей. Литературоведы анализируют получившиеся работы. Художники рассказывают о нарисованных работах.
Стихи, написанные во время урока
Мерваезов Стас
Звенит капель в полете дня, Играет множеством цветов. Весны услышал голос я В полете птичьих голосов. Весна! И сердце торжествует, Встречая обновление земли, Природа солнечно ликует, Курлычут в небе журавли. Весна бежит, летит, шумит, Улыбки искренне даря. В свой дом ты окна отвори, Пускай ворвется в них она!
* * *
Кириллова Юлия
Пришла весна! Поет природа! И море птичьих голосов Нам возвестило о приходе Апрельских ласковых деньков.
***
Проснулось солнце вешнее, И яблонь нежный цвет Нас ароматом радует.
* * *
Иванов Сергей
Весна, сошедшая с небес, Преображает голый лес. Звенит капель, и там и тут Цветы неброские цветут.
* * *
Давно уже набухли почки, Рождая строчки, как листочки, Проснулись первые листочки, Преобразились даже кочки.
* * *
Смелая Александра
Капли капели звенят. Птицы на ветках галдят. Ветер ветвями играет. А мать колыбель качает.
* * *
Голубеют небеса, Одеваются леса, Птицы радостно поют, И подснежники цветут.
* * *
Преобразилась вся земля, И запах льется нежный.> И не тревожит уж меня Печаль дыханьем снежным.
* * *
Труханова Ксения
Весна приходит каждый год, Привычек не меняя. Растет трава, текут ручьи, Стрижей летает стая. Все дышит вновь! Идет прилив И сил, и вдохновенья. Цветет сирень. Опять любовь Отметит день рожденья.
* * *
Апрель! Апрель! Уже капель Стучит по крышам. Тая Сосулька плачет на окне, О холодах мечтая. Звенит капель: - Апрель! Апрель!
* * *
Скоро запах черемух
Разнесется повсюду, И в ручьях заблестят Отголоски зимы. И уйдут холода, Уступив место чуду. Наступает весна! Встречу празднуем мы!
Наумова Надежда
Звенит бубенчиком ручей И будит сонный лес, А ветер ласкою своей Качает колыбель небес.
* * *
Вновь оживают небеса, И весело галдят леса, О счастье стаи птиц поют, Мечты фиалками цветут.