Печать
Дубовик Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. "Учитель года - 2002"

Когда слова рождает чувство (урок-мастерская) 7 класс

Тип урока: творческая мастерская с элементами ролевой игры

Цель : Обобщить и систематизировать сведения о лирике и основах стихосложения через творчество посредством создания оригинальных поэтических текстов, рисунков, критического анализа стихотворений.

Оборудование: Оформление доски, создающее необходимый для работы эмоциональный настрой; фонограммы с музыкой П.И. Чайковского и Е Доги; краски, кисточки, бумага; рифмы-подсказки и аналитические таблицы для литературоведов; цветы-жетончики за правильные ответы и активную работу.

Предварительная подготовка: Класс разбивается на три группы, внутри которой по желанию детей распределяются роли литературоведов, художников, поэтов, зрителей и слушателей.

Слово учителя. (Фоном звучит музыка Е. Доги). Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный, какие случаются не очень часто, но оставляют след в памяти надолго, а порой формируют постоянную потребность браться за перо. Итак, сегодня у нас урок творчества. Он поможет нам не только систематизировать знания по теории стихосложения, но и на практике воспользоваться ими. А кому-то, кто еще не поверил в свои силы, урок подарит уверенность в себе, и вы сможете написать хотя бы одну поэтическую строчку. Напоминаю вам в который раз: вы удивительно талантливые люди. Все у вас получится. А для этого потребуется совсем немногое: просто слушать и слышать, смотреть и видеть, включить воображение и призвать на помощь личный опыт. И тогда придут слова, которые назовут, обозначат ваши переживания и чувства.

Вряд ли заговорит рифмами человек, который никогда не слышал ни одного стихотворения. А мы-то с вами можем похвалиться тем, что стихи в нашей школьной жизни не только частые гости, большие друзья. И мы даже кое-что знаем о стихосложении. Прибегнем к помощи наших литературоведов и освежим в памяти некоторые важные сведения.

Вопросы литературоведам:

•  В чем основная особенность лирики?

•  Чем стихотворная речь отличается от прозаической?

•  Что вам известно о рифме?

•  А какой жанр восточной поэзии не требует рифмы?

•  Что вы знаете о хокку?

•  К каким средствам художественной изобразительности обращаются поэты, добиваясь удивительной образности?

(За правильные, исчерпывающие ответы ребята получают жетончики в виде весенних цветов).

Слово учителя. Достаточно ли быть только теоретически подкованным, чтобы найти слова для выражения своих чувств? Нет, конечно, этого недостаточно. Нужно быть естественным, жить в гармонии с миром и самим собой, и тогда однажды можно уловить такой момент, когда чувства просятся на волю, на бумагу, хотят обрести звуковое и буквенное выражение. Кстати, многие, да практически все, поэты пытаются отыскать ответ на вопрос, что лежит в основе их творчества.

Послушаем признания некоторых поэтов (звучат стихи Евгения Винокурова и Бориса Хургина в исполнении учеников, приготовившихся к выступлению заранее).

Е. Винокуров

- Что нужно, чтоб поэтом стать? – когда-то 
    Я с детским простодушием спросил…
    Мне многословно и витиевато
    Все объясняли не жалея сил:
    - Вот то-то делай. Этого не делай!
    Читай вон то. Используй каждый час!..
    От этих наставлений, как от чада,
    Трещала голова. Но как-то раз
    Я вышел – у киоска, где газеты,
    В сосульке зайчик солнечный плясал!..
    И плюнул я. И все забыл советы.
    И первый стих тогда я написал.

* * *

Б. Хургин

Кто пишет стихи: мадригалы, сонеты,
    Элегии, оды? Неужто поэты?
    И кто же на деле слагает газели?
    Их пишут леса в голубом сентябре
    Снежинкой по хвое, дождем по коре,
    И реки – теченьем, и белым свеченьем
    Высокая церковь вдали – на горе.
    Их пишет ущельями звонкое эхо,
    И девочка в синем – серебряным смехом.
    И бабочка пишет пыльцой на стекле,
    И лошади ржаньем с парящих полей.
    Прудов зеркала и болот витражи,
    И голос высокой задумчивой ржи.
    И губы – отказом, и память – приказом,
    И совесть – коротким, как пуля, «иди»!
    И тише! Послушай, по шиферу крыши
    Наотмашь тяжелые градины пишут:
    Стихи на бумаге – всегда переводы
    Из книги Любви и из книги Природы.

* * *

Слово учителя. Один автор утверждает:

Стихи не пишутся – случаются, как мысли или же закат.
    Судьба – слепая соучастница. Не написал – случилось так.

* * *

А Николай Доризо вторит:

    Не писал стихов и не пишу.
    Просто я себе перевожу
    На язык понятных людям слов.
    Не писал и не пишу стихов.
    Можно ли профессией назвать
    Свойство мыслить, чувствовать, мечтать?
    Нет такой профессии – поэт,
    И такой работы тоже нет.

Теперь-то вы, надеюсь, понимаете, к чему весь этот разговор?

Сейчас мы послушаем музыку П.И. Чайковского, представим себе живописные картины, которые непременно возникнут в вашем воображении, попробуем обозначить тему нашей творческой работы и построить ряды ассоциаций, которые помогут в выборе слов-образов.

Прослушивание музыкального фрагмента из «Песни жаворонка» П.И. Чайковского.

•  Что услышали? (звон капели, птичье пенье, журчанье ручья).

•  Что увидели? (первые цветы, голубое небо, набухшие почки).

•  Что ощутили? (дуновение ветерка, теплоту солнечных лучей, пушистые лепестки подснежника).

•  С какими понятиями в вашем сознании ассоциируется весна? (пробуждение, обновление, начало, вдохновение, новизна, мечта, будущее).

(За работу ребята получают жетончики-цветы).

Время творчества. А теперь попробуйте написать лирическую миниатюру о весне, не забывайте о том, что лирика выражает чувства, умело подбирая нужные слова для выражения ваших переживаний.

А кто боится пока браться за перо, пусть возьмется за кисть и краски и цветовыми пятнами изобразит весну и свое настроение. Для этого не надо быть художником, достаточно быть наблюдательным человеком.

Тем, кто нуждается в помощи и поддержке, я могу предложить набор рифм, венчающих строки. Готова помочь любому, кто испытывает затруднения. Я и сама за это время попробую выразить свои чувства и мысли словами.

Звучит музыка. Ребята работают в группах или индивидуально.

Готовые работы представляют на суд слушателей. Литературоведы анализируют получившиеся работы. Художники рассказывают о нарисованных работах.

Стихи, написанные во время урока

Мерваезов Стас

    Звенит капель в полете дня,
    Играет множеством цветов.
    Весны услышал голос я
    В полете птичьих голосов.
    Весна!
    И сердце торжествует,
    Встречая обновление земли,
    Природа солнечно ликует,
    Курлычут в небе журавли.
    Весна бежит, летит, шумит,
    Улыбки искренне даря.
    В свой дом ты окна отвори,
    Пускай ворвется в них она!

* * *

Кириллова Юлия

    Пришла весна! Поет природа!
    И море птичьих голосов
    Нам возвестило о приходе
    Апрельских ласковых деньков.

***

    Проснулось солнце вешнее,
    И яблонь нежный цвет
    Нас ароматом радует.

* * *

Иванов Сергей

    Весна, сошедшая с небес,
    Преображает голый лес.
    Звенит капель, и там и тут
    Цветы неброские цветут.

* * *

Давно уже набухли почки,
    Рождая строчки, как листочки,
    Проснулись первые листочки,
    Преобразились даже кочки.

* * *

Смелая Александра

    Капли капели звенят.
    Птицы на ветках галдят.
    Ветер ветвями играет. 
    А мать колыбель качает.

* * *

    Голубеют небеса,
    Одеваются леса,
    Птицы радостно поют,
    И подснежники цветут.

* * *

    Преобразилась вся земля,
    И запах льется нежный.>
    И не тревожит уж меня
    Печаль дыханьем снежным.

* * *

Труханова Ксения

    Весна приходит каждый год,
    Привычек не меняя.
    Растет трава, текут ручьи,
    Стрижей летает стая.
    Все дышит вновь! Идет прилив
    И сил, и вдохновенья.
    Цветет сирень. Опять любовь
    Отметит день рожденья.

* * *

    Апрель! Апрель! Уже капель
    Стучит по крышам. Тая
    Сосулька плачет на окне,
    О холодах мечтая.
    Звенит капель:
    - Апрель! Апрель!

* * *

Скоро запах черемух

    Разнесется повсюду,
    И в ручьях заблестят
    Отголоски зимы.
    И уйдут холода,
    Уступив место чуду.
    Наступает весна!
    Встречу празднуем мы!

Наумова Надежда

    Звенит бубенчиком ручей 
    И будит сонный лес, 
    А ветер ласкою своей 
    Качает колыбель небес.

* * *

    Вновь оживают небеса,
    И весело галдят леса, 
    О счастье стаи птиц поют,
    Мечты фиалками цветут.