Печать

Положение о библиотеке МБОУ г. Иркутска СОШ № 12

I .Общие положения

1. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

2. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.

3. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

4.                 Библиотека    руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами, распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениям Правительства РФ, исполнительных органов субъектов РФ, решениями органа управления образования, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденном директором общеобразовательного учреждения.

5.                 Деятельностьбиблиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

6.                 Порядок         пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их

предоставления определяются Положением о библиотеке и Правилами пользования

библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.

7.Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

8.Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно- гигиеническими требованиями. II. Основные задачи

9.  Основными задачами библиотеки являются:

а)   обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

б)    Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала .

в)Формирование  навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации.

г)Совершенствование     предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

III Основные функции

10.  Для реализации основных задач библиотека:

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

-   комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;

-   пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

-   аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);

-   осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

б) создает информационную продукцию:

-   осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

-   организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;

-  разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);

-   обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

в)      осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

-   предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;

-       создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

-    организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

-    оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

-    организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;

-       содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);

-    оказывает содействие в воспитательной работе с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);

г)      осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

-   выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

-         выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

-     содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

-    создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

-    организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;

-    осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;

-          поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.);

-   способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;

д)  осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

-  удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

-    консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

-  консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки

11.   Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении. Частичная централизация библиотечно- библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием.

12.   Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др.

13.      Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно- информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

14.   Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения.

15.    Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

16.   В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:

-        гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

-      необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

-        современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально- множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

-  ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

-   библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

17.        Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

18.       Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.

19.     Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

-  двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;

-     одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

-   не менее одного раза в месяц - методического дня.

20.   В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.

V. Управление. Штаты

21.    Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.

22.            Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.

23.   Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.

24.                  Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

25.        Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.

26.     Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

б)  структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием "Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках" (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 6);

в) положение о платных услугах библиотеки;

г) планово-отчетную документацию;

д) технологическую документацию.

27.          Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом.

28.   В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, библиограф, медиаспециалист, библиотекарь-педагог.

29.    На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.

30.     Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

31.       Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

VI. Права и обязанности библиотеки

32.  Работники библиотек имеют право:

а)    самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;

б)  проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно- библиографических знаний и информационной культуры;

в) определять источники комплектования информационных ресурсов;

г)  изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

д)  определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеке;

е)       вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);

ж)   участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

з)  иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;

и)   быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

33.  Работники библиотек обязаны:

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

г)  формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

д)    совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

е)   обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

ж)   обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

з)    отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;

и) повышать квалификацию через самообразование.

VII. Права и обязанности пользователей библиотеки

34.  Пользователи библиотеки имеют право:

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

г)  получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

д) продлевать срок пользования документами;

е)  получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

ж)  получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;

з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

и)    пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.

35.  Пользователи библиотеки обязаны:

а) соблюдать правила пользования библиотекой;

б)  бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

в)    поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

д)   убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

е)  расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1 - 4 классов);

ж)  возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

з)  заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

и)   полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

36.  Порядок пользования библиотекой:

а)  запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;

б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

в)   документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

в) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

37.  Порядок пользования абонементом:

а)   пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более пяти документов одновременно;

б) максимальные сроки пользования документами:

-  учебники, учебные пособия - учебный год;

-   научно-популярная, познавательная, художественная литература - 15 дней;

-   периодические издания, издания повышенного спроса - 5 дней;

в)  пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

38.  Порядок пользования читальным залом:

а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

б)   энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.

39.  Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

а)  работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника библиотеки;

б)   разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

в)   пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;

г)   по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

д)   работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.

Внесены поправки в «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения», разработанного Минобразованием РФ от 23.03.2004 №14-51-70/13: 1) пункт 10в:

• оказывает содействие в воспитательной работе с книгой в группах продлённого дня, в

классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии) ( «руководит воспитательной работой...»);

2)      пункт 11:

      Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении. Частичная централизация библиотечно- библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием («Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном в сельской местности...»);

3)      пункт 28:

      В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), библиотекарь, библиограф, медиаспециалист, библиотекарь- педагог

( «В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист»);

4)      пункт 33и:

      повышать квалификацию через самообразование ( «повышать квалификацию»);

5)      пункт 37а:

      пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более пяти документов одновременно

( «.пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно»);

6)      пункт 37б:

      научно-популярная, познавательная, художественная литература - 15 дней;

      периодические издания, издания повышенного спроса- 5 дней; («... - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;

 

- периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней».)